Особенности осуществления образовательного процесса

Особенности  осуществления образовательного процесса.

Организация образовательного процесса включает в себя следующие направления:

1. Создание предметно-развивающей среды, способствующей всестороннему развитию личности ребенка.

2. Организация педагогического процесса в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, программ, реализуемых в  детском саду и социального заказа.

3. Формирование в образовательном процессе всесторонне развитой творческой личности ребенка.

4. Обеспечение самореализации детей в разных видах деятельности (познавательной, речевой, музыкальной, изобразительной и.т.д.)

5. Развитие социального и правового сознания у детей. Соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;

В соответствии с современной научной концепцией о признании самоценности дошкольного периода на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая функции образования, а также его индивидуальные особенности.

С позиций гуманно- личностного отношения к ребенку работа педагогов направлена на развитие духовных и общечеловеческих ценностей.

В условиях современных преобразований воспитание и обучение направлены на все­стороннее развитие личности ребенка, его способностей (познавательных, коммуника­тивных, творческих, регуляторных). Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Обра­зование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного матери­ала—его воспитательная ценность, высокий художественный уровень ис­пользуемых произведений культуры (классической и народной — как оте­чественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Вся работа педагогов

ü   Соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;

ü   Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание образовательного процесса соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

ü   Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному минимуму);

ü   Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

ü   Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

ü   Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

ü   Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственного образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

При построении образовательного процесса педагоги основываются на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и научном положении Л. С. Выгот­ского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспи­тание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей фор­мой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей.

Образовательная деятельность  детского сада рассматривается нами как специфическая сфера социальной жизни, направленная в первую очередь на выполнение жизненно важной функции образовательной деятельности — помощь молодому поколению при вхождении в мир самостоятельного социального опыта.

В дошкольном учреждении ребенок включается в образовательный процесс, в жизнь других детей, вступая с ними в определенные отношения, погружается в специфическую атмосферу. В силу этого детский сад — не только образовательное, но и воспитывающее учреждение.

 

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

 

1.     «Физическая культура»

Цели: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоническое физическое развитие через решение следующих специфических задач:

·        развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и  координации);

·        накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

·        формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании и др.

2.     «Безопасность»

Цели: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

·        формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

·        приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

·        передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

·        формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

3.     «Социализация»

Цели: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

·        развитие игровой деятельности детей;

·        приобщение к элементарным  общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

·        формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

4.     «Познание»

Цели:развитие  у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач:

·        сенсорное развитие;

·        развитие познавательно-исследовательской деятельности и продуктивной (конструктивной) деятельности;

·        формирование элементарных математических представлений;

·        целостной картины мира, расширение кругозора детей.

5.     «Коммуникация»

Цели: овладение конструктивными способами  и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

·        развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

·        всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя, произносительной стороны; связанной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

·        практическое овладение нормами речи.

6.     «Чтение художественной литературы»

Цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

·        формирование  целостной  картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

·        развитие литературной речи;

·        приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

7.     «Художественное творчество» через продуктивную (рисование, лепка, аппликация и художественный труд) и театрализованную деятельность и

Цели: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

·        развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

·        детского творчества;

·        приобщение к изобразительному искусству.

8.     «Музыка»

Цели: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

·        развитие музыкально-художественной деятельности;

·        приобщение к музыкальному искусству;

·        развитие музыкальности детей;

·        способности эмоционально воспринимать музыку.

Вся совместно-образовательная деятельность педагогов с детьми строится на интегрированном  и индивидуальном подходе.