3. Что влияет на развитие речи

Факторы, влияющие на развитие речи
 
Первые слова ребёнок произносит в конце первого года жизни. Как правило, у девочек 11-12 месяцев в активном словаре имеется около 10 слов. К мальчикам первые слова приходят несколько позже — в речевом развитии девочки опережают мальчиков примерно на 3 - 4 месяца. Но тот или иной период в развитии речи может наступить в разное время. Уровень физического развития ребёнка, состояние его нервной системы, влияние языковой среды - всё это либо стимулирует, либо тормозит формирование его речи.
 
Слуховое внимание
Стремительное развитие речевого слуха может тормозить все виды слуховой чувствительности. Звуковысотный, музыкальный слух развивается обычно значительно медленнее, чем фонематический. Это происходит потому, что взрослые гораздо чаще разговаривают с ребенком, чем слушают с ним музыку или поют.
В раннем возрасте необходимо озаботиться развитием слухового внимания ребёнка. Начиная с 6 - 7 месяцев он должен определять направление звука (колокольчика, погремушки). Нужно продемонстрировать малышу, как они звучат, а затем он должен это повторил,. Обязательно нужно давать ребенку слушать музыку. Уже в период гуления, услышав музыку, он оживляется, начинает «подпевать», стучит ручками, ножками. В конце первого года жизни ребёнок правильно реагирует на многие обращённые к нему слова. Когда говорят: «Покажи носик», «Сделай ладушки», «Где мама?» — малыш показывает нос, хлопает в ладоши, ищет глазами маму.
Он чувствителен к интонации, адекватно реагирует на вопросы и восклицания, на строгий тон и похвалу. Взрослые должны следить за своей речью, за правильностью и чёткостью в произношении звуков, за ритмом и темпом речи, так как они дают материал для подражания.
 
Моторное развитие
Языковое развитие ребёнка нельзя отделить от его моторного развития. Между ними существует очень сильная связь. Поэтому для хорошего языкового развития малыш нуждается в таких играх, которые включали бы нагрузку для всех пяти органов чувств и всех мускулов тела.

При этом надо знать, что ребёнок не сразу начинает контролировать движения всех своих мускулов, и ему нужно помочь научиться делать это. Движения мелких мускулов начинают контролироваться позже, чем движения крутых мускулов.

После 6 - ти месяцев необходимо обратить особое внимание на артикуляционную моторику. Например, ребёнок улыбается —    активизируются мышцы губ. Чем раньше ребёнок научится щёлкать языком, присасывая язык к нёбу, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъёма языка (ш, ж, л, р).
Уровень развития речи находится также в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому уже с 4 - 5 месяцев необходимо уделять внимание тренировкам пальцев рук (массажу кистей рук, каждого пальца, каждой фаланги). Разминать и поглаживать в течение 2 — 3 минут ежедневно. А с 10 месяцев подключают и активные упражнения для пальцев рук: малыши должны катать небольшие мячи, играть кубиками, пирамидками, учиться перекладывать некрупные предметы из одной кучки в другую.
Как можно раньше необходимо приучать ребёнка к самостоятельности. Замечено, что дети, которые, как говорится, «могут обслуживать себя сами», меньше картавяг и сюсюкают, быстрее переходят к предложениям. Это и понятно, ведь такие «упражнения», как действия с ложкой, расстёгивание пуговиц и т. п., отлично развивают мелкую моторику кисти.
Вот список основных сенсомоторных навыков, которыми обладает хорошо развитый ребёнок в возрасте приблизительно 3-х лет:
Такому ребёнку не страшны никакие задержки речи. Он хорошо развивается и со временем будет прекрасно говорить.
 
Интеллектуальный рост
Конечно, на речь ребёнка всегда влияет его интеллектуальный рост. На бытовом уровне мы понимаем это так: глупый ребёнок говорит плохо, умный - хорошо. Однако, многие родители часто думают, что наши дети глупее, чем они есть, когда принимают за речевые ошибки те высказывания, которые просто отражают иной, чем у взрослых, взгляд на мир, свои мысли по поводу слов, свои ассоциации.
Как часто родители в таких случаях торопятся исправить ошибки в речи малыша, вместо того, чтобы дать ему подумать, и тем самым лишают его возможности развиваться. «Каждый раз, когда взрослый с высоты своих позиций учит ребёнка толу, что он мог бы открыть для себя сам, он лишает малыша возможности понять это явление до конца».(Ж. Пиаже. Речь и мышление ребёнка.)
 
Эмоциональное развитие
Умение говорить тесно связано у ребёнка и с эмоциональным развитием. Эмоциональные контакты со взрослым оказывают стимулирующие влияние на становление речевой функции благодаря тому, что вызывают у ребёнка желание говорить так. как говорит взрослый.
Дети, которые хорошо относятся к себе, чувствуют свою значимость для окружающих, защищённость, эмоциональную связь с родителями, всегда хорошо говорят. А вот детям, которые пережили много огорчений, болезней и стрессов, бывает трудно научиться говорить.
Задержку в речевом развитии может вызвать и смена привычной обстановки, например, переезд из дома в дом или разлука с человеком, который раньше ухаживал за малышом. Далее слишком жёсткое приучение к горшку и к опрятности может сделать окружающий мир неуютным для малыша. Он будет бороться с этим миром своим нежеланием говорить.
 
Общение
Но главным фактором, определяющим речевое развитие ребёнка, является его желание и умение общаться с людьми. Ведь речь существует не только для того, чтобы выразить мысли и эмоции, но и просто, чтобы поддержать приятный разговор. И об этом знают уже самые маленькие дети.
Часто можно наблюдать, как малыш, который едва освоил первые слова, уже заводит на улице «светский разговор» с другим ребёнком или взрослым человеком. Конечно, нет сомнений в том, что такой ребёнок будет хорошо развиваться в языковом отношении: у него есть желание высказаться и он может уже на своём уровне пообщаться с другими людьми. Сформировать этот навык ему поможет только пример родителей: их реакции и поведение при разговоре.

Чем больше родители занимаются с детьми, чем больше развивающих игр они используют, а также обращают внимание ребёнка на окружающие предметы, подробно рассказывают о них, тем больше новых слов запоминает ребёнок, а следовательно развивается его речевая функция.