6. Короткая уздечка

Упражнение для растяжения подъязычной связки

Часто родители спрашивают о том, достаточной ли длины подъязычная связка (уздечка) у их ребенка, не нужна ли операция для ее подрезанию.


Действительно, у разных людей подъязычная связка может быть разной длины. Если у ребенка   очень   короткая    уздечка    языка, он  не  сможет   произносить   шипящие звуки: Ш,Ж,Ч,Щ и звук Р.  Но на самом деле такая анатомическая особенность встречается весьма редко.
Если ребенок может высунуть изо рта язык и при этом его кончик не раздваивается в форме двух полукруглых лепестков из-за того, что снизу его тянет подъязычная связка, если он может облизать блюдце, поцокать языком, то у него совершенно точно не будет препятствий для постановки вышеперечисленных звуков, требующих подъема языка к небу.

И еще один важный показатель: у ребенка 5 лет уздечка в растянутом состоянии должна быть не менее 8 мм.

Даже если уздечка несколько укорочена (равна 8 мм), то лучше ее растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции  на уздечке останется рубец, который также будет сокращать ее подвижность. Кроме того, прооперированный ребенок еще долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.

Далее проводятся упражнения для постепенного растяжения подъязычной связки, необходимые для тех детей, у которых она имеет небольшую длину.

Маляр
(динамическое артикуляционное упражнение)
Предложите ребёнку языком, как ”кисточкой”, покрасить в ”доме” - ротике потолок. Для этого надо открыть рот и широким кончиком  языка погладить нёбо, делая движения вперёд-назад (от зубов в глубь ротовой полости и обратно).
Движения выполнять под счёт: ”Раз-два, раз-два”.

Барабан
(динамическое артикуляционно-голосовое упражнение)
Покажите ребенку, как можно изобразить барабан, отбивая дробь с помощью языка. Для этого надо открыть рот, слегка улыбнуться и напряженным кончиком  языка постучать по альвеолам (бугоркам за верхними резцами), многократно и отчетливо, на одном дыхании, произнося звуки «Д-Д-Д». Сначала стучать следует медленно, а затем увеличьте темп.
Попросить ребенка повторить. Следите за тем, чтобы во время выполнения упражнения ребенок не закрывал рот. Если это происходит, то между зубами в одном из уголков рта надо вставить ручку зубной щетки или кончик указательного пальца ребенка.
Посоревнуйтесь, чей барабан дольше стучит.

Лошадка
(динамическое артикуляционное упражнение)
Попросите ребенка изобразить, как скачет лошадка. Для этого надо приоткрыть рот, присосать широкий кончик языка к твердому небу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать его. Сначала следует цокать в медленном темпе, а затем постепенно увеличивать его.
Следите, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Грибок
(статическое артикуляционное упражнение)
Предложите ребенку грибок с помощью языка. Для этого надо широко открыть рот, прижать широкий язык всей плоскостью к небу и присосать его. Удерживать язык в таком положении 5-10с. Язык будет напоминать шапку грибка, а растянутая подъязычная связка – его тоненькую ножку. Затем, «отклеить» язык и закрыть рот.
Повторить упражнение 2-3 раза.

Гармошка
(динамическое артикуляционное упражнение)
Покажите ребенку, как можно изобразить с помощью языка гармошку. Для этого надо присосать широкий кончик языка к небу, как в упражнении «Грибок», а затем, не отклеивая язык, открыть и закрыть рот. Подъязычная связка (уздечка) будет выполнять роль гармошки, которая то растягивается на всю длину, то потом сжимается.
Движения выполнять под счет :»Раз-два, раз-два», в спокойном темпе, 6-10 раз.

Язычок, тянись, тянись и до носа дотянись!
Покажите ребенку, как язычком можно тянуться к носу. Для этого надо улыбнуться, открыть рот, поднять широкий кончик языка к носу, а потом опустить его к верхней губе.
Предложите ребенку повторить это упражнение. Следите за тем, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.