7. Правильно ли говорит Ваш ребенок?

Правильно ли говорит Ваш ребенок?
 
Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладение ею - это сложный, многосторонний психологический процесс. Появление речи и её дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат ребёнка достигнут определённого уровня развития.

Произносительная сторона речи в основном формируется в дошкольном детстве. Овладения правильным произношением звуков и других сторон звучащей речи не у всех детей идёт равномерно. Недостатки произношения могут быть результатом нарушением в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильном расположено верхнего ряда по отношения к нижнему и т.д. Поэтому важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы.
Чтобы научиться чётко и правильно произносить звуки, слова, ребёнок, прежде всего, должен услышать их. Слыша слова, а в словах одни и те же звуки, ребёнок начинает сам их произносить. Даже при  незначительном снижении слуха лишается возможность нормального восприятия речи. Поэтому важно обращать внимание на слух ребёнка, оберегать его от сильных постоянных звуковых воздействий (включение теле и радиоаппаратуры на полную громкость, а при заболеваниях органов слуха на своевременное лечение).
Важное значение в усвоении и правильном произношении звуков и слов отводится сформированности фонематического восприятия. Благодаря ему ребёнок способен отличать одни звуки от других, различать близкие но звучанию слова: МАЛ-МЯЛ, ТОМ-ДОМ, РАК-ЛАК. Речевая фонема, как наименьшая единица речи, сама но себе не  несет никакой смысловой нагрузки, но является основным строительным материалов слово, и от чёткости сё произношения зависит чистота речи.Ошибки в произношении слов могут выражаться не только в неправильном звукопроизношении, но и в несоблюдение норм литературного произношения (д-р неправильное ударение, и лексической неточности, грамматической неправильности).

В процессе овладения речью, у ребёнка вырабатывается определённое чувство языка. Он усваивает правила и законы грамматики: изменяет слова (ковёр - ковров, шёл - пошёл, играл - играла- играли), использует существительные в Родительном  падеже, множественном числе с окончанием - - ов, - ев, строит различные конструкции предложения, связывает слова соответственно правилам грамматики.

В процессе усвоения звуков существует определённая последовательность, в основе которой лежит степень артикуляционной сложности. На ранних этапах речевого развития ребёнок заменяет сложные звуки простыми, т.е. их появление происходит через промежуточные звуки. Например, в 2,5 - 3 года, вместо звука Ш, ребёнок может произносить звуки ТЬ, Т, в 3-4 года звуки СЬ, С., затем может быть смягченное произнесение звука, Ш, как ШЬ и, наконец, к 4-5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. Звук Д проходит через такие промежуточные звуки: ТЬ-СЬ-С-ТС-Ц. Процесс усвоения звука Р проходит следующую систему заменителей: Й-ЛЬ-Л-РЬ-Р. Конечно, данная система заменителей не является обязательной для всех детей.
Усвоение правильного звукопроизношения происходит в течение довольно длительного времени от 3 до 5 лет. Одни дети начинают рано произносить все звуки, другие усваивают их несколько позже к 5-6 года.
 
Речь ребенка не передаётся наследством, ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому важно, чтобы взрослые в разговоре с ребёнком следили за своим произношением, говорили с ним, не торопясь, чётко произносили все звуки и слова. Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажемся на речи малыша. Он будет говорить так же торопливым, раздражённым тоном, «проглатывая» словесные окончания. Нередко, причиной неправильного произношения звуков является подражание ребёнком дефектов речи взрослых, старших сестёр, братьев, товарищей.

Важно в общении с ребёнком не подделываться под детскую речь, не употреблять вместо общепринятых, усеченные слова, искажённые или звукоподражания (бибика, бай-бай, ляля и т.д.). Вредно частое употребление уменьшительно-ласкательных слов, а так же произнесение недоступных для понимания слов, сложных в звукослоговом отношении. Если ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его. В то же время нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни ребенка, когда этот процесс не закончен.

Именно поэтому очень важно знать взрослым физиологические особенности детской речи на разных этапах её развития. А так же для того, чтобы вовремя отделить их от несовершенства.

Итак, I год жизни ребёнка является как бы подготовительным к овладению речью. В этот период, развивается зрительное и слуховое сосредоточение. В процессе гуления и лепета идёт интенсивное развитие артикуляционного аппарата. Общение между ребёнком и взрослым строится па эмоциональной основе, а с появлением первых слои и с помощью речи.

Для двухлетнего ребёнка вполне закономерно несовершенство произносительной стороны речи. Она далеко от совершенства, хотя и становится основным средством общения. Словарный запас беден, употребляются облегченные слова, отсутствуют правильные грамматические связи между словами, нечётко произносятся отдельные слова, отсутствуют многие звуки.

К трём годам многие дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме звука «Р» и шипящих. На третьем году происходит интенсивное накопление ребёнком словаря, в своих высказываниях он употребляет почти все части речи, овладевает элементарным грамматическим строем речи родного языка (падежные окончания, формы глаголов, согласование прилагательных с существительными, удлинение простых предложений, использование бессоюзных, сложносочиненных предложений).

На четвёртом году у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь более отчётлива. Кроме существительных дети широко используют в речи прилагательные, наречия, предлоги. Преобладают простые, но уже распространённые предложения. Появляются зачатки монологической речи. Самостоятельно дети могут вычленить в слове звуки. Речь достаточно точна и совершенна грамматически, недостаточна, верна и правильна речь лишь со стороны произношения.

Речь пятилетнего ребёнка улучшена со стороны произношения. Она чище, отчётливее. Дети чаще задают вопросы, владеют  монологической речью. Интенсивный рост активного словаря: дети могут употреблять  предложения из 10 и более слов. Они обращают внимание на звуковое оформление слов, указывают на наличие знакомого звука в слонах.

К концу шестого года ребёнок достигает довольно высокого уровня в речевом развитии. Правильно произносит все звуки родного языка, имеет необходимый, для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими категориями. Его высказывания содержательнее и точнее.

К моменту поступления в школу ребёнок овладевает правильным звуковым оформлением слов, строит различные по конструкциям предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже. Пользуется монологической речью. Способен рассказать, пересказать, описать окружающее.

В дошкольном детстве, естественно, не заканчивается для ребенка процесс овладения речью. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения, будет продолжаться на протяжении всей жизни.


Исправление речевых недостатков, если таковые имеются у ребёнка, осуществляются в специализированных группах дошкольных учреждении, при детской поликлинике и неврологическом диспансере. Занятия по воспитанию правильной речи проводит специалист-логопед.