3. Интерпретация детских рисунков

Возрастные закономерности.  Рисунок человека.

   Многих родителей волнуют вопросы интерпретации детских рисунков. Мамы часто обращаются к психологу  с просьбой прокомментировать творчество их малыша. Здесь Вы можете почерпнуть информацию, об определенных нормах рисунка дошкольника и самостоятельно определить, есть ли у вас причина для волнений.
   Многочисленные исследования детских рисунков показали, что в разви­тии рисования имеются четкие возрастные стадии, сменяющие друг друга в определенной последовательности.
   При нарушениях в умственном разви­тии наблюдается запаздывание в переходе ребенка от стадии к стадии, свое­го рода остановки на ранних стадиях. Эта закономерность и позволяет оце­нивать умственное развитие с помощью рисуночных тестов.
   Применение рисуночных тестов для выявления личностных особеннос­тей человека основано на принципе проекции, т.е. на вынесении вовне сво­их переживаний, представлений, стремлений и т.п. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Вряд ли он забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важ­ным и значимым; а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Если какая-то тема его особенно волнует, то при ее изображении проявятся признаки тревоги. 

 

 Дошкольный возраст

    Предметный рисунок появляется у детей приблизительно в трехлетнем возрасте. В ходе последующего развития ребенка изменяется способ изображения на рисунках и увеличивается количество изображаемых деталей. Дошкольники в подавляю­щем большинстве случаев не задают­ся целью передать реальную форму изображаемого объекта, в частно­сти, человеческой фигуры. Их ри­сунки воспроизводят определенные схемы или графические шаблоны.Первая форма изображения человека (дяди, тети) — это так называе­мый головоног, представляет собой округлую голову (по мнению некоторых специалистов, эта ок­ружность символизирует голову вместе с телом) и отходящие от нее или расположенные рядом черточ­ки — руки и ноги (количество кото­рых может быть различным). Неред­ко на рисунках присутствуют также черты лица (глаза, рот, нос), иногда и волосы. Типичный головоног изоб­ражен на рис.1.
Подобный рисунок вполне соответствует норме вплоть до четырехлетнего возраста.
 
   Приблизительно к четырем годам ребенок переходит к рисованию при­митивной схемы, содержащей кроме головы, рук и ног изображение туловища человека. Он составлен из отдельных частей; ноги располагаются по бокам туловища, руки обычно посередине.(рис. 2)  

    На шестом году жизни ребенок овладевает представлениями о вер­тикали и горизонтали; если раньше он часто рисовал человека в наклон­ном положении, словно падающего, то теперь он начинает рисовать его стоящим строго вертикально. После­дующее развитие рисунка человека состоит в переходе к изображению толщины рук и ног. Пятилетний ре­бенок рисует конечности двойными линиями. Руки по-прежнему изоб­ражаются от середины туловища; второстепенные детали обычно отсутствуют или они немногочис­ленны (рис. 3).

    К шести годам ребенок часто ри­сует руки человека от верхней части туловища. Появляются различные второстепенные детали: пальцы, во­лосы, брови, ресницы (рис. 4). 
    Для шестилетнего возраста нормальным является детализиро­ванное схематическое изображение, содержащее все основные и боль­шинство из наиболее важных второ­степенных деталей. К последним относятся шея, пальцы, ступни, во­лосы или шапка, брови, одежда. Ва­рианты таких изображений приведе­ны на рис. 5.
 
А.Л.Венгер, Психологические рисуночные тесты

Рис. 1

                   

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

 

Рис. 5