8.Психолог о раннем развитии малышей

Как лучше развить своего ребенка?

         Наши дети восхищают нас своей жизнерадостностью, непосредственностью, неустанным стремлением открывать для себя окружающий мир, загадочный и полный чудес. Но часто родителям эти «открытия» приносят немало хлопот: дети могут быть непоседливыми, импульсивными, могут проявлять упрямство, задавать множество вопросов, длительное время привыкать к правилам поведения.

         Как лучше направить естественную активность ребенка? Как создать для наших детей лучшие условия, в которых возможно всесторонне  воспитание и развитие личности ребенка?

         Современная тенденция в воспитании и развитии детей заключается в направленности на творческое содружество с детьми, на совместный поиск и открытие тайн окружающего мира.  Внимательное и чуткое отношение к ребенку, ненавязчивость и доступность информации, интересная форма подачи материала, особым образом подобранные упражнения, авторитет и подготовленность родителей, педагогов, психологов – все это в совокупности позволяет развить потенциальные возможности детей. Наоборот, скудная среда, редкие занятия с ребенком, недостаточное общение со сверстниками и взрослыми не позволяют ребенку перейти на следующую ступеньку в своем развитии.

         В семейном центре «Весна» опытными психологами проводятся развивающие групповые занятия с детьми, индивидуальные занятия, консультации по вопросам развития и воспитания детей, консультации по семейным проблемам. Групповые занятия проводятся с детьми в возрасте от 1,5 до 5 лет. Главной целью занятий является гармоничное и своевременное психическое развитие ребенка.

         Основные задачи развивающих занятий.

v    Психофизическое развитие («Я двигаюсь»): развитие мелкой моторики, координации движений, быстроты реакции, участие в совместных подвижных играх.

v    Познавательно-речевое развитие («Я познаю мир»): сенсорное развитие (развитие слухового, цветового восприятия, восприятия формы и качеств предметов),расширение представлений об окружающем мире, развитие внимания, наблюдательности, памяти,развитие логического и пространственного мышления,расширение кругозора и словарного запаса, развитие объяснительной речи,формирование познавательной активности.

v    Художественно-эстетическое развитие («Я чувствую»): приобщение к художественной литературе, изобразительному искусству и музыке,развитие эстетического восприятия,проявление эмоциональности, снятие психологической напряженности, развитие способности к сопереживанию.

v    Социальное развитие («Я учусь общаться»): развитие коммуникативных способностей, формирование адекватной самооценки и уверенности в процессе межличностного взаимодействия, развитие навыков сотрудничества,формирование способности адаптироваться к новым условиям и социальным группам.

v    Эмоционально-волевое развитие («Я учусь управлять собой»): развитие способности понимать эмоциональное состояние, способности управлять эмоциями, выражать их в соответствии с общественными нормами и традициями, преодоление детских страхов, тревожности и неуверенности, формирование эмоциональной отзывчивости, готовности к проявлению гуманности и сопереживанию, проявление самостоятельности и целеустремленности, усидчивости, настойчивости, самопознание, проявление стремления к личным достижениям.

v    Развитие творческих способностей («Я могу»): развитие воображения и фантазии,развитие артистических способностей, способности к самовыражению,пробуждение творческой активности.

         В групповых и индивидуальных занятиях применяются различные развивающие технологии:  сюжетно-ролевые игры, сказкотерапия, арттерапевтические упражнения, настольно-печатные дидактические задания, подвижные игры,  телесноориентированные упражнения, в т.ч. пальчиковые игры,  беседы, рассказы, психокоррекционные игры и упражнения, а также ознакомление и задания с музыкальными произведениями и художественной литературой.

         Развивающие занятия с детьми включают в себя: 1) «разогревающие» упражнения – игры и задания, направленные на создание доброжелательной атмосферы, психофизическое развитие и развитие коммуникативных способностей; 2) задания, направленные на познавательно-речевое развитие; 3)  подвижные дидактические игры; 4) задания по развитию личности:  эмоционально-волевое, художественно-эстетическое и  творческое развитие; 4) заключительные упражнения, направленные на обобщение знаний и релаксацию.

         Главными особенностями занятий с детьми являются: осуществление обучения и воспитания в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка; чередование разнонаправленных заданий, проходящих  в ненавязчивой и увлекательной форме; уделяется особое внимание формированию коммуникативных способностей ребенка, позволяющих ему позитивно общаться со сверстниками, успешно адаптироваться в детском саду и школе.

         Наиболее трудные проблемы воспитания и развития ребенка можно обсудить с психологом на индивидуальной консультации.