4. Возрастные особенности ребека

Развитие ребенка в возрасте от одного до трех лет

В этом возрасте ребенок сильно привязан к родителям, более дисциплинирован и послушен, а положительная оценка его поступков со стороны родителей порождает у него уверенность в себе и веру в свои способности и возможности. Происходит формирование личности, оно связано со становлением самосознания ребенка, он начинает откликаться на свое имя, активно пользоваться местоимением «я». При переходе от первого ко второму году жизни дети начинают проявлять непослушание, оно проявляется в том, что ребенок с удивительным упорством совершает поступки, которые запретили ему родители. Это связано с тем, что у ребенка возникла потребность в познании мира, и он начинает активно его познавать, и получает удовлетворение от производимых им эффектов.

С появлением самосознания постепенно развивается чувство эмпатии, сопереживания ближнему, также начинает усваивать нормы поведения. Малыш учится выполнять задания, которые дает ему взрослый, причем он уже с легкостью может отличать степень сложности поставленной задачи и любыми способами стремится к достижению успеха.

Главное новообразование этого возраста - речь. К двум с половиной годам ребенок говорит несложными предложениями, а к трем его речь становится подобной, речи взрослого.     Многие родители сейчас сталкиваются с проблемой задержки речевого развития.Причины на то могут быть разные, начиная от психологических - подверженность ребенка стрессам, замкнутость, ошибки в воспитании родителей, до соматических - органическое поражение мозга, внутричерепное давление, нарушения слуха и др. Эта проблема решаема, если вовремя обратиться к специалистам.    Всегда следует помнить, что в этом возрасте благополучное развитие и здоровье ребенка полностью зависит от родителей.
 
Дошкольный возраст
Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от трех до пяти лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. С точки зрения формирования ребенка как личности, весь дошкольный возраст можно разделить на три периода:
Первая от 3до 4 лет
Вторая от 4 до 5 лет
Третья от 5 до 7 лет.
 

Младший дошкольный возраст
От 3 до 4 лет.

Этот возраст преимущественно связан с эмоциональной саморегуляцией.
Дети начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, что дают им взрослые и даваемых самим себе, определенными нравственными нормами, у них формируются устойчивые моральные нормы и представления, а также способность к саморегуляции. Источниками моральных представлений, правил и норм поведения, являются взрослые, которые занимаются их воспитанием. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний. Также положительное значение в усвоении этих правил помогают сюжетно ролевые игры  правилами.

Общению принадлежит особая роль в жизни дошкольника. Поэтому родителям следует как можно больше времени уделять общению с ребенком, его воспитанию, обучению и во всем быть образцом нравственного поведения. Характер общения матери и ребенка непосредственно сказывается на формировании у него личностных качеств и видов поведения. Довольно рано у ребенка возникает качество, которое в его дальнейшей личностной судьбе играет весьма существенную роль, порождая множество других индивидуально полезных  качеств. Это стремление к познанию и одобрению  со стороны окружающих. Из этого качества, как из хорошего корня, при нормальном воспитании, вырастает потребность к достижению успехов, целеустремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельность и многое другое. К школе, что особенно важно, должны развиться ответственность и чувство долга.Ребенок этого возраста в состоянии объяснить причины своих поступков, пользуясь при этом определенными нравственными категориями.

Старший дошкольный возраст
С 5 до 7 лет.

Здесь в дошкольном возрасте берет начало творческий процесс, выражающийся в способности преображать окружающую действительность и создавать что-то новое. В этот период времени получают первичное развитие имеющиеся задатки в специальные способности внимание к ним в дошкольном детстве является обязательным условием ускоренного развития способностей и устойчивого, творческого отношения ребенка к действительности.

В познавательных процессах возникает синтез внешних и внутренних действий – умение управлять и контролировать внутренними и внешними побудителями.  В дошкольном возрасте соединяются воображение, мышление и речь. Подобный синтез порождает у ребенка способность вызывать и произвольно манипулировать образами при помощи речевых самоинструкций. Это означает, что у ребенка возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления.  Одновременно завершается процесс формирования речи как средства общения, что подготавливает благоприятную почву для активизации воспитания и, следовательно, для развития ребенка как личности.

(Психология. Немов Р.С.)